Мало кто знает, что 29 ноября 1962 года разумная жизнь на планете Земля могла прекратить своё эволюционное существование или по крайне мере изменить его до неузнаваемости. За два дня до этого над Кубой был сбит американский разведывательный самолёт. На совещании у президента Кеннеди было принято решение нанести 29 октября упреждающий удар с воздуха, а вслед за ним начать вторжение на остров. Лишь здравый смысл, продуманная дипломатия и, быть может, счастливый случай спасли человечество от самоуничтожения. Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - раскалённое до предела так и не стало смерчем термоядерного Армагеддона. Тот напряжённый период, продлившийся с 16 по 28 ноября вошёл в историю как "Карибский кризис". Никогда до, как никогда и после "Холодная" мнимая война не была так близка к тому, чтобы стать настоящей, с миллионными человеческими жертвами.
Идеологическое концепция развития Америки и Союза были взаимоисключающими, что не могло не вызвать конфликтных столкновений. Гонка вооружения лишь усугубляла мировую геополитическую ситуацию. Враждующие капиталистический и социалистический лагеря ввязывались в локальные конфликты за сферы влияния и в странах 3-го мира (борьба за независимость в Африке) и непосредственно у "стен" государства-врага (гражданская война в Корее). Советский Союз, надо заметить, весьма содействовал всевозможным революциям и контрреволюциям в мире, оказывая повстанцем военно-техническую и кадровую поддержку. Негласно, конечно. В свою очередь в США существовал специальный план по финансовой поддержки новообразующихся стран, с условием, что страна начинает развитие капиталистическим путём. После того как обе сверхдержавы получили оружие массового уничтожения глобальная война перестала иметь какой-то смысл. А вот локальное противостояние приняло невиданный размах. По логике идеологов режимов, только массированная экономическая блокада с участием большего количества стран мира, может привести к крушению противника (что, в конце концов, и произошло).
На фоне такого мирового противостояния в начале 1962 года на территории Турции и Великобритании США размещают новые межконтинентальные ракеты "Минитмен" в дополнение к уже имевшимся там ракетам средней дальности "Юпитер". Новые ракеты способны нести ядерный заряд. Для СССР это прямой угроза безопасности, не то что расширение НАТО, а практическая готовность стран соседей воткнуть нож в спину. На тот момент у США было примерно 5000 ядерных зарядов, у СССР - 300. Само собой в случае нанесения ядерного удара с территории Турции территория нашей страны превратилась бы в лунный пейзаж через 10 минут. Ответный удар последовал бы только через 25 минут. Паритет просто переставал существовать. Ответить СССР было нечем - территория Северной Америки была недосягаемая в связи с полным господством Штатов в политике и экономике стран-соседей. Тем более неожиданной стала революция на Кубе в январе 1959 года, свергнувшая проамериканский режим Батисты. Власть была захвачена народной партией "Движение 26 июля", возглавляемой человеком, по имени Фидель Кастро. Произошло это столь неожиданно, что даже Советский Союз не принимали его всерьёз, считая успех временным. Действительно, 90 % экономики страны держалось на корпорациях США, которые превратили остров в центр развлечений для богатых сограждан (что, собственно, и послужило причиной революции). Что-что, а упускать деньги янки очень не любили. Кастро это прекрасно понимал. В июле 1959 года он направил начальника разведки майора Рамиро Вальдеса в Мехико, где были проведены секретные переговоры с советским послом и офицерами КГБ. После этого на Кубу было направлено более сотни советников КГБ, которые должны были перестроить систему разведки и безопасности Кастро. Но Москва не спешила предоставить открытую поддержку неортодоксальному режиму, слишком многое было поставлено на карту. Следующий раунд переговоров между Москвой и Гаваной состоялся в Чехословакии, осенью 1959 года.
Кубинская делегация во главе с Раулем Кастро произвела на хозяев хорошее впечатление, Рауль получил от Хрущева приглашение посетить Москву. В то же самое время в Гавану прибыла советская "культурная делегация" во главе с бывшим резидентом КГБ в Буэнос-Айресе А. Н. Шитовым, чтобы подготовить почву для дипломатических отношений. Договоренность была достигнута, и уже в мае 1960 года СССР полностью признал режим Кастро. Преодолев первоначальные колебания, Н. С. Хрущев в июле 1960 года заявил примерно следующее: "Мы все сделаем, чтобы поддержать Кубу в ее борьбе <.... >.Теперь США не так уж недосягаемы, как когда-то". После этого Кастро и его сторонники стали заявлять, что Кубу защищает "величайшая военная держава в истории". Несмотря на то, что идейный фундамент режима Кастро еще вызывал сомнения, его успехи в достижении и укреплении власти заставили СССР пересмотреть свою стратегию в Латинской Америке. На смену традиционной ориентации на идейно правильные коммунистические режимы пришла политика "браков по расчету" с национально-освободительным и движениями, пользовавшимися большей поддержкой среди народных масс. Конечно, Кастро был прав и американские компании не желали терять лакомый кусочек. Но экономические прерогативы выглядели сущим пустяком по сравнению с фактом поддержки Кубы Советами. Правительство США решило вмешаться, но способ вмешательства должен был быть очень корректным, во избежание ссоры с СССР, то есть американская армия не должна была в этом участвовать. Джон Кеннеди сделал заявление, в котором сказал, что "нынешнее правительство сделает все, что в его силах, ... чтобы ни один американский солдат не был замешан в каких- либо действиях на Кубе". И действительно, американские войска в последующих событиях не участвовали.
ЦРУ был разработан план, согласно которому к операции по "освобождению" Кубы должны были быть привлечены наемники из числа бывших приверженцев режима Батисты, бежавших в США. Наемники были собраны, обучены в лагерях на территории США, снабжены оружием и техникой, и 15 апреля 1961 года операция началась. После предварительной бомбардировки аэродромов Кубы, в районе Плайя-Хирон была произведена высадка десанта, состоящего все из тех же наемников. К удивлению американских властей, операция с треском провалилась - 19 апреля отряды народного ополчения Кубы сбросили десант в море. После этого США объявили, со своей стороны, экономическую блокаду острова, а Советский Союз еще больше изменил свое мнение о кубинских властях. Оказалось, что США были уязвимы даже на своем "заднем дворе".
В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы, во главе с вышеупомянутым Раулем Кастро. Основной целью их визита была просьба о предоставлении Кубе военной помощи. Хрущев посчитал, что со стороны СССР будет глупо упустить такую возможность наверстать свое отставание в гонке вооружений и что можно добиться быстрого достижения превосходства над американцами, разместив наши ракеты прямо у них под носом, всего в 90 милях от побережья США. Договор об оказании военной помощи был подписан, и уже летом 62 года доставка ракет и бомбардировщиков на Кубу, а также строительство стартовых позиций для них шли полным ходом. Перед группой советских войск на острове Куба была поставлена задача во взаимодействии с кубинскими революционными вооруженными силами не допустить высадки противника на территорию острова ни с моря, ни с воздуха, словом, превратить остров в неприступную крепость. Ракетным войскам группы предписывалось в случае развязывания войны по сигналу из Москвы быть в готовности нанести удары по важнейшим объектам на территории США. Для выполнения указанной задачи было намечено разместить на Кубе 40 ракетных пусковых установок с дальностью полета до 5 тыс. километров, 60 ядерных зарядов мощностью от 700 килотонн до 1 мегатонны. Они были нацелены на города вдоль восточного побережья США.
Все мероприятия операции осуществлялись по намеченному плану до того момента, когда фотографии этих ракет, сделанные разведывательным самолетом У-2 в воскресенье 14 октября 1962 года, были предоставлены президенту США. Д. Кеннеди, убедившись в том, что СССР тайно разместил ракетно-ядерное оружие на Кубе, как и его военные и гражданские советники, полагал, что действия Советов представляют реальную угрозу для США. Никогда прежде американцы не чувствовали так близко, у самого порога своего дома, зловещее дыхание войны. Президент США потребовал немедленного вывода ракет с Кубы. Советский союз выступил через ТАСС с официальным заявлением, что "никаких ракет на Кубе нет". Американские войска во всем мире приводились в состояние повышенной готовности. Атомные подводные лодки с ракетами "Поларис" изменили свои курсы в соответствии с полученными секретными приказами. Бомбардировщики стратегической авиации на всех базах получили приказ подняться в воздух с полной ядерной нагрузкой, и как только один из них приземлялся для заправки и отдыха, другой поднимался в воздух. Во Флориде были развернуты шесть дивизий, дополнительные войска перебрасывались на военную базу в Гуантанамо. Военное министерство США готовило бомбардировку и оккупацию Кубы, что требовало, по их подсчетам, 250 тысяч солдат, 90 тысяч бойцов морской пехоты и более ста десантных судов. Кеннеди получил сообщение о появлении в Карибском море советских подводных лодок, что являлось серьезной угрозой для американских авианосцев. 22 октября президент США Д. Кеннеди выступил по телевидению. Он объявил о блокаде Кубы и некоторых других принятых мерах, а также о причинах, которыми были вызваны действия США. "Это лишь первый шаг, - сказал он, - Пентагон получил приказ к проведению дальнейших военных мер". Речь Кеннеди, продолжавшаяся около 20 минут, повергла не только США, но все западные страны в состояние нервного ожидания.
26 октября был отдан приказ о подготовке к вторжению на Кубу. Вечером того же дня Кеннеди получил от Хрущева письмо. Хрущев предлагал Кеннеди снять блокаду и дать обязательство не вторгаться на Кубу. В этом случае СССР заберет и уничтожит доставленное на Кубу ракетное оружие. Кеннеди заявил о готовности США снять блокаду с Кубы, и о том, что США не будут нападать на Кубу, если Советский Союз уберет с территории этой страны наступательное оружие. Одновременно, используя конфиденциальные каналы, Кеннеди заверил Хрущева, что США уберут свои ракеты из Турции, но позднее, после ликвидации кризисной ситуации. В любом случае, Кеннеди требовал немедленного прекращения всех работ по установке ракет на Кубе и удаления под наблюдением ООН всего наступательного оружия с острова. В конфиденциальном порядке Кеннеди давал понять Хрущеву, что даже при желании президент США не в состоянии слишком долго сдерживать более жесткую реакцию американских властей на действия СССР. Послание Кеннеди от 27 октября было опубликовано в советской печати, что являлось, в сущности, официальным признанием присутствия советских ракет на Кубе. Не без внутреннего сопротивления и, возможно, не без борьбы внутри руководства, Хрущев принял предложение Кеннеди. Если бы 28 октября Советский Союз публично не заявил о выводе своих ракет с Кубы, то в понедельник 29 октября США начали бы вторжение на остров, результатом чего была бы неконтролируемая эскалация боевых действий. Война не только закончилась бы уничтожением советской армейской группировки и всего живого на острове Куба, а перебросилась бы на другие континенты.
В 1980 году группа экспертов ООН сделала попытку изучения последствий ядерной войны. Был смоделирован конфликт, в котором с обеих сторон против военных целей было использовано 1500 артиллерийских ядерных зарядов и 200 бомб. Эксперты пришли к выводу, что в результате такого столкновения немедленно погибнет 5-6 млн. гражданского населения, 400 тысяч военного персонала и, по крайней мере, 1,1 млн. гражданских лиц будут поражены радиацией. Впрочем, на практике, проверить эти данные не возможно, наиболее реальная возможность была у мира в 1962 году. Более 40 лет прошло с тех пор. Однако угроза ядерного уничтожения существует до сих пор, пусть нет уж былого противостояния. Биполярный мир перестал существовать - ядерное оружие имеется и у враждующих Индии и Пакистана, и у не состоящей ни в каких договорах Северной Кореи. Наша страна и США в полной мере осознали на каком краю они находились: в 1963 году был заключен договор о прекращении испытаний в трех средах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, оставив вне договора испытания под землей. После долгих лет бесплодных переговоров на свет, наконец, появился документ, который с полным основанием можно считать одним из первых международных правовых актов, реально направленных на разрядку международной напряженности. Но времена изменились и многие забыли о значении Карибского Кризиса. США вышли из договора по ПРО и строят свой "ядерный зонтик". Он будет закончен к 2010 году, о чём, почему-то никто не говорит по телевизору (ну да понятно, гораздо интересней разбираться с философией насилия в семьях или гадать какие трусы носит любимый исполнитель). Северная Корея пытается создать оружие массового уничтожения, которое будет направлено на Японию. Израиль ведёт свою ядерную программу. Несколько террористических организаций в тот самый момент, как вы дочитываете эту статью пытаются достать атомную бомбу и можете не сомневаться, рано или поздно им это удастся. Любая война начинается с маленького незначительного локального конфликта, в том числе и атомная. Стоит взорвать всего одну бомбу в ядерном регионе как начнётся процесс "принципа домино": возмездие за возмездие. Не даром же до сих пор в Пентагоне существует кафе "Точка ноль". Оно так называется, потому что местный персонал свято верит в то, что в случае ядерной войны кафешку снесут в первые минуты. Фаталичные люди. Они даже считают, что человечество только для того и живёт, чтобы самоуничтожиться. Наверное, так оно и есть, если мы ничему не учимся, а лишь забываем прошлые уроки. Мы в совершенстве владеем пофигизмом. Мы в совершенстве забиваем на мнения и интересы других людей, народов. И мы достойны быть уничтоженными первой ударной волной.
Автор: Деймос Стренталл
Дата: 27.06.2005